santatiana (santatiana) wrote,
santatiana
santatiana

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Элеонора Дузе и Габриэль д’Аннунцио, настоящая итальянская любовь

«Я прощаю ему то, что он использовал меня, опустошил и унизил. Прощаю ему всё потому, что любила его».
Элеонора Дузе


В Пескаре (Абруццо) с начала июля по конец сентября проходит Международный фестиваль искусств, посвященный Габриэлю д’Аннунцио. Пескара, которая по праву считает себя городом д’Аннунцио, с любовью и гордостью вспоминает своего великого, хотя и беспутного сына. Этот фестиваль проходит в Пескаре уже третий год и его программа включает разнообразные события: выставки, концерты и спектакли на всех культурных площадках города. Что приятно, многие мероприятия можно посетить бесплатно.



Концертно-выставочный центр Ex-Aurum в Пескаре

Многие события происходят в культурном центре Ex-Aurum, который расположен в элегантном палаццо. Оно было построено в 1910 году, как «Курзал», а в 1928 году было переоборудовано для производства знаменитого абруццкого ликера Aurum. Название этому изысканному ликеру дал сам Габриэль д’Аннунцио. В 1970-х годах ликерный завод перевели в другое здание, и до середины 1990-х палаццо пустовало и приходило в запустение. В конце прошлого века комунна Пескары взяло здание под свое крыло и оборудовала в нем концертно-выставочный центр.

Вчера мы с подругой Лучией были на прекрасном моноспектакле Даниэлы Музини, который проходил в атриуме Аурума. Круглый внутренний двор идеально подходит для летних событий под открытым небом, на котором видны яркие южные звезды. Спектакль «Габриэль и Элеонора. Алая страсть» посвящен истории любви великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе и Габриэля д’Аннунцио.





Элеонора Дузе

История великой и мучительной любви началась с профессионального интереса Дузе к его творчеству. Прочитав роман “Innocente” («Невинный»), Элеонора в 1892 году написала д’Аннунцио письмо с предложением сделать из него пьесу для сценического исполнения. Их личная и роковая встреча произошла в 1894 году в Венеции . В то время Дузе была уже знаменитой актрисой, которую взыскательные итальянские зрители называли "La Divina", божественная. Д’Аннунцио, который именовал себя "il Vate" (бард, пророк, провидец), был еще не признанным писателем, автором нескольких сборников стихов и рассказов, а также трех романов.

Он был далеко не красавец, при этом был маленького роста (164 см) и рано начал лысеть. Несмотря на это, он уже был скандально известен своими многочисленными любовными похождениями. Называют разные совершенно невероятные цифры его романов, ясно одно, что счет идет на сотни, если не на тысячи. Секрет д’Аннунцио состоял в том, что он создавал вокруг очередной жертвы ауру красивой любовной сказки, осыпая избранницу изысканными комплиментами, страстными любовными письмами, цветами и стихами. Однако у этих сказок не было счастливого конца, он коллекционировал разбитые сердца.



Габриэль д’Аннунцио

Д’Аннунцио написал для Дузе 5 пьес - "Sogno di un mattino di primavera" (Сон в весеннее утро), "La Gioconda" (Джоконда), "La Gloria" (Слава), "Francesca da Rimini" и "Sogno d’un tramonto d’autunno" (Сон осеннего заката). Элеонора не только исполняла главные роли, но и выступала в качестве импресарио и спонсора этих постановок. Однако премьеры потерпели сокрушительный провал, и даже ее всемирная слава и блестящая новаторская игра не спасли их. Публика и критики находили пьесы д’Аннунцио скучными и несценичными. Дузе теряла театральных поклонников, делала долги, чтобы финансировать новые постановки. К тому же ей приходилось оплачивать многочисленные счета д’Аннунцио, который привык жить в показной роскоши.

Д’Аннунцио не смог, да и не захотел, стать достойным такой всепоглощающей любви, граничащей с самопожертвованием. Он продолжал пополнять свой донжуанский список, предавая Элеонору не только в жизни, но и в творчестве. В 1900 году он опубликовал автобиографический роман "Il fuoco" (Пламя), в котором выставил на всеобщее обозрение самые интимные подробности их отношений. Элеонора была глубоко оскорблена этим публичным стриптизом, но продолжала любить и прощать. Чашу терпения переполнило его вероломство, разрушившее их творческий союз. Сначала он отдал обещанную ей роль в трагедии "La città morta" (Мертвый город) Саре Бернар, полагая, что провалы его пьес связаны с игрой Дузе. Затем он передал также предназначенную ей роль в трагедии "La figlia di Iorio" (Дочь Иорио) актрисе Ирме Граматика.

Последний случай был особенно оскорбительным. Элеонора уже репетировала роль и сшила сценический костюм, но за несколько дней до премьеры д’Аннунцио прислал посыльного за костюмом с краткой запиской: «Театр – это монстр, который пожирает своих детей, позволь сожрать себя». Перед лицом такого предательства Элеонора нашла в себе силы порвать с неверным любовником, написав ему трогательное, но полное достоинства письмо: «Не оправдывайся, сын мой, потому, что я тебя не обвиняю. Не говори мне о царстве разума, о твоей плотской жизни, твоей жажде, твоей ликующей жизни. Я уже сыта этими словами! Я слушала их годами… Я уезжаю завтра. Не отвечай мне на это письмо». Больше они не писали друг другу и виделись мимолетно только один раз. Театральная карьера Дузе пошла на спад, она надолго покидала сцену, потом вернулась. Элеонора умерла в полном одиночестве в гостиничном номере американского города Питсбурга весной 1924 года. Узнав о ее смерти, д’Аннунцио написал: «Умерла та, которая не заслуживает этого…».

Перечитала написанное, и ужаснулась, каким монстром выглядит д’Аннунцио, а ведь я нисколько не сгустила краски, наоборот, многое опустила. И все же, Габриэль д’Аннунцио – отнюдь не банальный Казанова конца XIX-начала ХХ века. Он одерживал бесконечные победы не благодаря мужской красоте и вирильности, а потому что его демоническое непобедимое очарование было одной из граней его незаурядной личности. Элеонора Дузе не только угадала в нем будущего гения, но и вдохновила на создание театральных произведений, которые пережили их любовь.


Даниэла Музини в спектакле «Габриэль и Элеонора. Алая страсть»


Даниэла Музини является автором, постановщиком и единственным исполнителем спектакля об этой великой любви. Действие происходит в номере питсбургской гостиницы в последнюю ночь жизни актрисы. В своем страстном, горячечном монологе Элеонора вспоминает свою жизнь и любовь всей своей жизни - Габриэля д’Аннунцио. Она обращает к нему слова любви и всепрощения. В своем вступительном слове Даниэла сказала: «Надеюсь, что вы полюбите Дузе и немножко меня». Надежды ее сбылись потому, что несмотря на трудный для актера и для зрителей жанр моноспектакля, ей удалось держать весь зал в напряжении и сопереживании в течение полутора часов. Органично вписывались в повествование музыкальные экзерсисы на рояле, которые исполняла сама Музини, слайдшоу с фотографиями д’Аннунцио и Дузе, мужской голос, читавший отрывки из писем д’Аннунцио.


Даниэла Музини и Джордано Бруно Гуэрри в Ауруме


Перед началом спектакля нам показали старую кинохронику о д’Аннунцио. Я впервые увидела его в кино. После спектакля на сцену поднялся президент Fondazione Vittoriale degli Italiani Джордано Бруно Гуэрри, известный итальянский писатель и журналист, который является директором Международного фестиваля искусств Габриэля д’Аннунцио.



Еще о Габриэле д’Аннунцио
Дом-музей Габриэля д’Аннунцио в Пескаре

Полезные ссылки

Aurum, La Fabbrica delle Idee

Сайт Международного фестиваля искусств Габриэля д’Аннунцио

Сайт Даниэлы Музини





Tags: aurum, Габриэль д’Аннунцио, Даниэла Музини, Джордано Бруно Гуэрри, Международный фестиваль искусств Габриэл, Пескара, Элеонора Дузе
Subscribe

  • Праздник Mastrogiurato в Ланчано

    Как я уже писала в посте об истории Ланчано, в мозаике средневековой Италии город занимал важную стратегическую позицию на перекрестке торговых…

  • Прогулка по «старому Ланчано»

    Созерцание чудес Ланчано наполнило нас мощной духовной энергией, но истощило физические силы. Даже неутомимый чудо-ребенок Эми все чаще отставала от…

  • Евхаристическое чудо в Ланчано

    В Ланчано чудеса встречаются буквально на каждом шагу. Напротив базилики Мадонны дель Понте возвышается храм Святого Франциска, больше известный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments